«Фиделио» за колючей проволокой
04.07.2010 00:47

Вчера в лагере бывших политических заключенных Пермь-36, прошла премьера единственной оперы Бетховена «Фиделио» в постановке английского режиссера Майкла Ханта и под художественным руководством главного режиссера Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна.

Мне посчастливилось попасть на генеральную репетицию спектакля, которая прошла накануне.

Все сжалось в груди и охватил ужас еще перед входом на территорию лагеря. Толпа женщин, изможденных жарой, усталостью, болью... с портретами своих близких и родных: мужей, сыновей, братьев. Они кидаются сквозь шествие зрителей в сторону забора. Крики и жуткие стоны, утопающие в женских слезах, нависли над политическим лагерем.

На контрольно-пропускном пункте серьезные и грубые охранники обыскали и досмотрели каждого. Навстречу под грохот ворот выбежали заключенные в оранжевых робах, их гонят охранники с собаками. Тяжелое дыхание псов постепенно заглушает тяжелая и великая музыка Бетховена. Сердце стучит в такт, словно оно знает эти аккорды наизусть.

Никаких мягких стульев, постоянное передвижение среди заключенных и солдат, динамика действий не сразу укладывается в голове. Всего за весь спектакль зрители сменяют 9 сценических площадок. В узких, пахнущих сыростью коридорах бараков на мгновение кажется, что мне дозволено заглянуть в другую эпоху. Именно это я и делаю. В маленькой затемненной камере сидят и играют в нарды, сделанные из хлеба, обреченные на вечность заключенные. Зона строгого режима с колючей проволокой холодит кровь, именно в ней томится Флорестан - в своем хранящем ужас подземелье.

Появление Леоноры среди толпы вызывает оживление, сильный и в тоже время нежный голос актрисы вводит зрителей в курс всего происходящего. Отвага и смелость, сила духа, стойкий темперамент в ее глазах, надежда и любовь, вызвали у половины пришедших искреннее сочувствие, даже слезы на глазах. Меня же в этот момент поражают заключенные в оранжевых комбинезонах и черных масках на лице, стоящие на коленях за сеткой забора. Действие разворачивается прямо в толпе. Переодевшись охранником и идя навстречу самоотверженному подвигу, героиня спасает своего мужа от смерти в заключении.

Герои учтивы и галантны, в тоже время современные атрибуты в руках у охранников, серые рации, путают совершенно окончательно.

В антракте, пройдя полкилометра до зоны особого режима, замечаешь , что начинает кружиться голова. То ли от полученной информации, то ли от восхищения, спутанного с ужасом уже пережитого, и мыслью о том, что еще предстоит увидеть. И всюду эти оранжевые комбинезоны!

Итоговое действие, не побоюсь этого слова, прошибает до слез, триумф, свобода, которую получают заключенные, и долгожданные встречи после расставания с близкими: счастье, крики, подброшенные тюбетейки с номерами... Описать такое невозможно, это нужно прочувствовать, увидеть и прожить вместе с героями оперы.

Всего в постановке участвуют более 500 человек и около 300 волонтеров. Сложная роль и у участников массовки: охранники, солдаты, заключенные, надзиратели с собаками.

- Я вдохновлен работой режиссеров, столько сил и эмоций дают они нам, - говорит участник массовки Данил. - Я играю сразу две роли: охранника и позже заключенного. Переодеваться приходится быстро, но это того стоит.

На спектакле планируется присутствие 250 человек, что равно количеству политических заключенных, содержащихся в каждом из бараков лагерной зоны. По мнению авторов, постановка имеет все шансы получить свое продолжение уже на аналогичных европейских площадках, например, таких, как концентрационный лагерь, а ныне мемориальный комплекс Дахау, расположенный в Германии.


Екатерина Малышкина
студентка ПГУ

 

Всего просмотров: 3595

Все новости за Июль 2010

На главную страницу...