Премьера в пермском Театр-Театре – середина на половине
13.10.2010 13:10

От постановки пьесы А.Островского «Сердце не камень», премьера которой состоялась в конце прошлого сезона на сцене Театра-Театра, ожидали чего угодно, кроме классического варианта режиссерского решения.

Тем более, что постановщик Юрий Муравицкий, любитель современной драматургии, стал известен в Перми благодаря нашумевшей рэп-драме «Засада» с рэпером Сявой в главной роли. Сложно было представить, что зрителям предложат поучительную историю о борьбе сил добра и зла с красивым хэппи-эндом. Но вышло именно так. В новом, восемьдесят четвёртом сезоне эта постановка даётся четыре-пять раз в месяц. Но зритель, похоже, не очень жалует своим вниманием спектакль. В чём же дело?

Кажется, в пьесе есть всё, чтобы она могла стать украшением любого репертуара: и интригующее развитие действия, и всегда актуальный мотив денег, и прекрасно очерченная любовная линия. Действие в пьесе строится вокруг интриги с завещанием богатого купца Потапа Потапыча. Жадный до денег племянник всеми силами старается опозорить в глазах дяди его молоденькую жену, чтобы завладеть миллионами. Вот только Верочка оказывается настолько светлой и чистой женщиной, что даже муж, ревнивец и самодур, прозревает и преклоняет перед ней колени. В общем, история о «луче света в тёмном царстве».

Хотя «Сердце не камень» не входит в число самых популярных пьес Островского, материал, в принципе, неплох. Можно было бы, соблюдая все детали эпохи, создать красивый атмосферный спектакль в традициях классического театра. В очередной раз донести до зрителя высокую мысль о том, что и в продажном, склочном мире можно оставаться человеком. При этом доставить зрителю эстетическое удовольствие. Можно было, наоборот, пойти путём максимального осовременивания Островского, создав качественную постмодернистскую постановку.

Но Юрий Муравицкий решил свести два эти варианта в один, и художественная целостность спектакля буквально разрывается пополам. Академическая манера игры мастеров сцены В. Белоусова (Потап Потапыч), А. Смолякова (Исай Данилыч), М. Софроновой (Огуревна), Е. Старостиной (Апполинария Панфиловна) вступает в диссонанс с работами молодых артистов, исполняющих главные роли. Сергей Детков (племянник Потапа Потапыча) сводит исполнение к резким выкрикам, гримасам и ужимкам, которые сначала смотрятся даже забавно, но быстро приедаются. Ирина Мальцева (Вера Филипповна) выглядит зажатой и испуганной. Будь то объяснение с мужем или разговоры с нищими - все свои реплики актриса ведёт на одной интонации. Может быть, поэтому отрицательные героини - страстные, кружащие голову женщины, образы которых создают Елена Старостина и Ольга Пудова, выглядят куда живее и реалистичнее. А с каким достоинством и наслаждением они носят свои наряды: кожаные корсеты и сапоги до колена... Правда, кожаные корсеты надеты поверх платьев эпохи Островского, а сапоги на шпильке скрыты длиннополыми юбками. С мужскими костюмами ещё банальнее: по большей части актёры одеты в деловые костюмы - чёрные или серые пиджаки. Как признавался сам режиссёр, самым интересным для него в пьесе стал образ Странника. Может быть, поэтому он особым зрительным образом выделил его из толпы: Андрей Дюженков появляется перед зрителями в чёрном плаще и кожаных стрингах.

Кстати, изобразительное решение выдержано, в основном, в чёрно-белой цветовой гамме. Видимо, чтобы зритель не запутался, кто из персонажей на чьей стороне. А раз в пьесе всего одна положительная героиня, то чёрный цвет преобладает, и спектакль смотрится чересчур мрачно. Тёмной постановку делает и чёрная массивная мебель. Но оформление сведено к минимуму настолько, что просто теряется на огромном пространстве сцены. И стоит актёру выйти за рамки задекорированного пространства, как он тут же выпадает из поля зрительского внимания.

В общем, спектакль получился неоднозначный, не удовлетворяющий в полной мере вкусов ни любителей классических постановок, ни сторонников актуального искусства.

Мария Конькова
студентка ПГУ

 

Всего просмотров: 2290

Все новости за Октябрь 2010

На главную страницу...