В Перми начался проект «Лучшие театры России»
19.10.2010 15:38

Вчера в Муниципальном Дворце имени Солдатова показом спектакля «Дядя Ваня» Чехова завершились малые гастроли Московского театра имени Вахтангова. В зрительном зале был аншлаг, люди сидели на балконах.

Всего было около восьмисот человек, что для театральных тусовок в здании Театр - Театра просто недостижимый рекорд. После спектакля артистов приветствовали продолжительными аплодисментами.

В тот вечер все свидетельствовало о том, что пермяки, запорошенные «фестивальной пургой» в рамках официальной культурной политики, все-таки не потеряли чувствительность к реальному искусству. 

«Дядя Ваня» Вахтанговского театра в постановке Римаса Туминаса - лауреат Международной театральной премии имени Станиславского в номинации «Лучший спектакль чеховского юбилейного сезона». В номинации «Мастерство актера» на этом фестивале лучшим признан Сергей Маковецкий за роль Войницкого. Спектакль также лауреат премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль сезона 2009 - 2010 г." О нем в интернете выложены тексты ведущих театральных критиков. Это не актуальный аванград, а основные части современного отечественного театра.

Когда говорят, что лучше сто раз увидеть, это напрямую касается театрального искусства. Пьеса Чехова, известная россиянам со школьной скамьи, в трактовке Туминаса освобождается от интерпретационных наслоений ушедших времен. Знакомый текст на сцене выстроен по принципу гипертекста в Интернете: к словам автора прибавляются метафорические тексты режиссера, художника и композитора. Прибавляются по принципу подобия или контраста. Но главное здесь - актерское существование, призванное оправдать постановочные «виртуальные реальности».

Потрясение от спектакля - проживание жизни дяди Вани Сергеем Маковецким. С первых минут веришь, что перед тобой не просто живой человек. А именно чеховский, несмотря на множество условных приемов режиссера. Когда думаешь о том, почему именно ему в большей степени, чем другим, удается так глубоко проникнуть в душу чеховского персонажа, то вспоминаешь его, также потрясающую, работу с Камой Гинкасом в «Черном монахе» и понимаешь, что у него было время и был опыт изучения чеховского интеллигента как человеческого типа. В дяде Ване Сергей Маковецкий волшебным образом (спектакль жесткий, без иллюзий, без пафоса лирико-философских монологов) сохраняет незлобивость, доброту, утонченность душевных переживаний,  самоотверженность и любовь к близким. Шнурки на ботинках, которые он развязывает и завязывает в минуты душевного волнения; подтяжки, которые он никак не может застегнуть, и они отлетают от его рук, как отлетают последние надежды на жизнь светлую, чистую; молчаливое непосредственно детское удивление от ужасного, с чем он встречается в увиденные нами минуты его жизни - все это незабываемые эпизоды спектакля...

Эта постановка появилась в Перми благодаря инициативе фирмы «Артист» (директор Н.С. Глебов) и при поддержке администрации Перми, комитета по культуре администрации Перми (председатель комитета Л.Н. Федорова). Пермь должна знать героев пермского культурного фронта, так так организация подобных мероприятий требует немалых  денег. И все знают, что в нынешней культурной ситуации региона их достать не на «актуальное искусство», к чему «Дядя Ваня» не имеет никакого отношения, очень трудно.

Важно, что увиденное нами во Дворце культуры имени Солдатова - это начало проекта «Лучшие театры России - Перми». Следующим шагом в проекте станет приезд Московского ТЮЗа с постановками действительно ведущих режиссеров России Камы Гинкаса и Генриетты Яновской, чьи спектакли прошлого века уже вошли в историю отечественного театра. Но их творческая деятельность и сегодня способна потрясать сердца зрителей, о чем сужу на основе собственных впечатлений, полученных на московских представлениях. 

Галина Куличкина

 

Всего просмотров: 4079

Все новости за Октябрь 2010

На главную страницу...