Одержимый Моцартом
11.02.2011 11:22

На своей первой пресс-конференции в Перми новый художественный руководитель одного из главных брендов Пермского края был искренне воодушевлен, отвечая только на единственный, непосредственно связанный с музыкой, вопрос.

«Моцарт – это восторг моей юности, разочарование моей зрелости и упоение  моей старости,» — явно хорошо отрепетированной заготовкой   ответил маэстро Теодор Курентзис.

Безусловно, талантлив, харизматичен, убедителен. Корректен,  вроде бы позитивно настроен. Однозначно, увлеченный романтик с большими амбициями – сделали вывод побывавшие на пресс-конференции музыканты. Журналисты «культурного пула» были более  сдержаны, если не категоричны в оценках (прозвучавших уже на страницах пермских СМИ). Общее резюме было единым: надо идти на концерт и все услышать самим.

Не тот симфонический

Оказалось, на концерт не так легко попасть: билеты, хотя и по весьма бюджетным ценам, уже распроданы, все приставные места давно расписаны.

Но пермяков ждал и еще один подвох: некоторые невнимательные граждане явились на  симфонический концерт   в минувшие выходные в надежде на сенсацию и,  не  увидев за пультом обещанной мировой знаменитости,  в разочаровании покинули театр в антракте. Большинство же  слушателей пришли на концерт 5 февраля  специально: кто-то – поддержать «отечественного производителя», кто-то   на интересную программу, кто-то, для объективности оценки  грядущего выступления  скандально «распиаренного» маэстро.

Программа, подготовленная Александром Анисимовым с оркестром Пермского академического театра оперы и балета, была по-настоящему сложной: виолончельный концерт Дворжака  (солист – Денис Шаповалов, Москва) и фрагменты Вагнеровских партитур: «Тристан и Изольда», «Тангейзер»,  «Гибель богов» (солистка – Ирина Крикунова).

Надо сказать, что «коренной» пермский оркестр готовил программу в условиях жесточайшего психологического прессинга: непонятно, насколько  каждого из них коснутся слухи о революционных намерениях «новой метлы» создать «новый» театр. По театру уже  разгуливают музыканты  нового оркестра, приехавшие сюда работать за баснословные для пермяков  зарплаты, да еще и снисходительно посматривают  на  местных: «Вагнер…, ну-ну, послушаем….». Времени на репетиции – минимально, три дня, ведь параллельно надо играть текущий репертуар – балеты и оперы.

Оркестр исполнял сложнейшие сочинения  сверхаккуратно и сверхосторожно, боясь разрушить хрупкий звуковой баланс  мощных партитур нечаянными «киксами» и «догонялками». Это, наверно, повлияло на  некоторую   несвойственную  музыке романтиков эмоциональную сдержанность. Причем маэстро Анисимов был не менее сдержан, чем  оркестр. Однако, в  последней партитуре Вагнера знаменитые лейтмотивы  (в  числе которых и  Полет валькирий)  сумели разбудить зал, который поддержал музыкантов  долгими аплодисментами. Очаровал многочисленную  публику и виртуозный виолончелист, как оказалось, земляк – Денис Шаповалов. Иногда, подбадривая музыкантов жестами и мимикой, он был в большем контакте с оркестром, нежели  дирижер. 

Словом,   наш оркестр справился  и со сложнейшими сочинениями романтиков,  а позже - и с собственным   негативным настроем, стоя аплодируя  музыкантам Курентзиса  на следующем концерте.

Неистовый маэстро

«Он обещал взорвать Пермь, и он сделал это», – говорили слушатели, пораженные новым прочтением вечных моцартовских шедевров.   Поразительным было многое:   лишний билетик спрашивали еще у памятника, театр был переполнен (как на  концерте Гергиева, Федосеева или Спивакова), было много публики, ранее не замеченной на мероприятиях этого академического жанра. Сама сцена была закрыта железным  пожарным занавесом. Кто-то решил сперва, что это новая  декорация  - дань современному искусству. Оказалось – акустическое решение пространства. Музыканты выходили на сцену через зал, играли за пультами стоя –  и это тоже перформанс,  подумали многие.

Однако, с первого жеста дирижера и с первых звуков музыки зал замер:  хорошо знакомые партитуры действительно, звучали как-то не так: более мягко и более дерзко, более быстро и более страстно, более впечатляюще и абсолютно захватывающе. То ли это    тонкости слухового восприятия (строй оркестра на 10 герц ниже традиционного «ля»), то ли  - специфика строения барочных смычков и  особенности  их контакта с жильными струнами, требующие иной манеры звукоизвлечения и других  исполнительских штрихов.  А, скорее, все же – магия  маэстро, сумевшего открыть для  пермяков  совершенно нового Моцарта – без классического налета  пудры на париках, без галантных надуманных поз, без привычной «великости» мирового гения. Моцарт Курентзиса – естественный и живой, как сама музыка, он мечтает и страдает, как любой человек, он абсолютно земной, и совершенно возвышенный.  

Дирижерская техника Курентзиса отличается от  привычной  пермякам сдержанной уральской манеры:  он  с упоением парит над оркестром и  гневно обращается к каждому музыканту, он  приседает в ожидании  интонации и пружинно подпрыгивает на пятках, подгоняя темп, он танцует  и  поет, он живет музыкой, составляя единый организм  с оркестром.  Оркестранты, лишенные третьей (а точнее, пятой) точки опоры, казалось, дышат вместе с музыкой,  двигаясь вслед за смычком, взлетая с пассажами вверх и аккуратно приземляясь на кадансах. Точный и короткий штрих, приглушенное звучание и динамичный  напор – в результате, помимо собственно звуковых эффектов – порванный волос на смычках.

«Театр одного актера» - звучали в публике и такие оценки. Однако, слушателям пришлось признать несомненный успех прозвучавшей симфонической программы, и после шквальных аплодисментов оркестр «MusicAeterna»  сразил пермских меломанов  ошеломляющей по темпу и  виртуозности исполнения «бисовкой» – фрагментом из балета Рамо «Буря».

Пермяки уже покупают  билеты на следующие концерты  под управлением Теодора Курентзиса, один из которых пройдет в театральном фойе, очаровавшем маэстро своим декором.

 


Елизавета Гинзбург
музыковед



Ключевые слова:
Пермь оперный театр Курентзис Анисимов
Всего просмотров: 6562

Все новости за Февраль 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: