Иностранцы поучили пермяков истории России в Театре-Театре
19.02.2011 00:04

Вчера, 18 февраля, в Пермском «Театре-театре» состоялся общественный просмотр нового спектакля «МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию».

Автор пьесы - Том Стоппард, современный деятель театра и кино, прославившийся пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», сделанной как авторская интерпретация шекспировского «Гамлета». Постановщиком стал Майкл Хант, режиссер «Фиделио», оперного спектакля, поставленного в прошлом сезоне в натуральных интерьерах «Перми-36», бывшей политзоны, а ныне музея политических репрессий. Композитор - Андре Превин.

Сразу огорчу любителей чистого искусства, которые могут подумать, исходя из трудно запоминающегося названия, что речь идет об отвлеченных материях. Нет, ребята, Майкл Хант верен себе: он по-прежнему борется за свободу граждан всего мира от тирании с помощью российской «пяди земли». Если взять перевод пьесы, сделанный не Сергеем Островским (пермский вариант),а Ольгой Варшавер, у нее пьеса называется просто и выразительно: «До-ре-ми-фа-соль-ля - си - Ты свободы попроси». Дело происходит в России, и речь идет о двух пациентах психушки, один из которых... Вы догадались? Да, наш диссидент! А второй - он верит, что руководит симфоническим оркестром.

Майкл Хант вместе с художником Элисоном Нолдером выстроили, как им кажется, ужасающее условное пространство дурдома: серые огромные стены, окна, закрытые кирпичной кладкой, тьма в палатах - камерах заключения, скелет в кабинете врача. Действие на сцене начинается при свете в зрительном зале, означая, что сцена и зал - одно целое, психически неадекватная Россия. Самый страшный человек по замыслу автора - главный кэгэбист, который за всеми бдит, как Бог, невидимо, сверху. В нужный момент его осторожно спускают на веревках в кабинет врача, как дорогую куклу. Когда диссидента освободят, актер по указке режиссера застынет на пару минут с мальчиком - сыном героя - в раме вдруг открывшегося и подсвеченного прожектором окна («темницы рухнут, и свобода нас примет радостно у входа»)... А сам врач, медсестры, которые, словно вампирши, прокусывали руки музыкантов (те, слабонервные, падали замертво), и «красная» учительница - Мария Полыгалова (с коммунистическим сознанием в словах и в красных чулках и туфлях) - все они, «сторонники режима», облачатся в финале в серую больничную одежду психов и сядут в ванны, которые тут же вынесут для них на сцену в неимоверно большом количестве.

Можно продолжать рассказывать об изобретениях режиссера, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы понять: было не страшно. Нам преподнесли большую «развесистую клюкву» об одном из трагедийных моментов истории России.

В этой «клюкве», по правде сказать, порой проблескивал юмор театра абсурда, рожденный общением актеров друг с другом и музыкой спектакля. Творческим мотором на сцене стал Михаил Чуднов в роли шизофреника Иванова, постоянно воображающего себя руководителем оркестра. В общем-то, Чуднов играл почти нормального творческого человека, одержимого любимым делом. Он верил, что в каждом человеке живет музыка, что каждый обязательно играет, должен играть на каком-либо инструменте. Тоска его героя по музыкальной душе и по слаженной гармоничной музыке - что в этом ненормального? Чуднов упорно добавлял в свою роль порцию одухотворенного проживания человеком отпущенного судьбой времени, особенно в эпизодах, когда он якобы дирижировал оркестром. Его герой почти не расставался с музыкальным треугольником, он прислушивался к его звучанию всей душой, что заставляло и нас, зрителей сосредоточиться. И вдруг мы слышали тогда скорбный маленький колокольный звон. По ком звонил его колокол?

Врач в исполнении Олега Выходова был узнаваемым вариантом врача из чеховской «Палаты № 6». Он был уверен, что шизофреник - музыкальный гений, он сам обожал скрипку, и поэтому пристроил ее в надежное место - под челюсть скелету. А как он общался со своими пациентами, особенно в диссидентом Ивановым! Это был абсолютно русский подтекст: человек понимал абсурдность своих профессиональных действий, он сочувствовал подопечным, но при этом оставался винтиком системы, он служил Полковнику. За короткое время артист успевал создать в этой роли трагикомический образ служителя и жертвы режима.

Труднее всего пришлось в спектакле исполнителю роли диссидента Вячеславу Чуистову. Драматург дал ему вместо драматургического публицистический текст с обличениями репрессий, отстаиванием свободы слова. Даже с сыном по-человечески его персонаж не особо говорил. Возможно, зарубежного зрителя такое решение образа персонажа заражает гражданскими эмоциями. Но мы прошли этап подобного «публицистического театра», запечатленный в речах фонвизинского Стародума, грибоедовского Чацкого, героев советских производственных и перестроечных пьес. А вот когда диссидент стал «выражаться» стихами, он стал интереснее.

Одно из главных действующих лиц в спектакле - оркестр под управлением Татьяны Виноградовой. Оркестр с набором классических инструментов был одет в костюмы со сдвигом в эпоху классицизма и в состояние шизофрении одновременно. Он расположился посреди сцены, как бы заполняя собою ядро пространства. Ноты звучали чисто, но музыка была больной. Надрывность струнных, угрозы ударных, неестественно визжащий голос флейты - все ассоциировалось с взвинченными нервами и мозгами. Тема исчезновения человеческого в человеке заглушала в спектакле тему одухотворенного противостояния тирании...

...За три часа до театрального спектакля в Пермском государственном институте искусства и культуры прошла встреча студентов и педагогов с председателем комитета по культуре Государственной Думы господином Ивлиевым. Он говорил о необходимости патриотического воспитания молодежи, поддержке культурного и исторического наследия России, развитии национального народного искусства.

Показанный нам спектакль такой концепции никак не соответствует. Это типичный западноевропейский взгляд на Россию как пример несвободы, разрушения человека и человеческих отношений...

Да что это я? О чем? Ведь на самом деле нельзя же воспринимать всю эту ненаучную фантастику всерьез.


Галина Куличкина

Всего просмотров: 6006

Все новости за Февраль 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: