Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Одним из самых ярких спектаклей фестиваля «Дягилевские сезоны-2011» стал «Щелкунчик» П.И. Чайковского в постановке Раду Поклитару на сцене театра «Киев-модерн-балет». Раду Поклитару, выпускник Пермского хореографического училища (класс педагога А. Сахарова, 1991год), известен как смелый хореограф.
Он - лауреат многих конкурсов, в том числе и Пермского «Арабеска» - представил пермякам свою оригинальную версию знаменитого балета. Главные исполнители: Мари - Анна Герус, Щелкунчик - Александр Каливод, Дроссельмейер - Дмитрий Кондратюк, госпожа Штальбаум, она же Королева мышей - лауреат международного конкурса Ольга Кондакова.
Что такое любовь - не знает никто. Выброс гормонов? Инстинкт притяжения полов? Бегство от одиночества? А может быть, просто красивая сказка, сон?
Весь фокус в том, что каждый ищет и находит свой ответ на вечный вопрос. У Раду Поклитару сказка про Щелкунчика и Мышиного короля хоть и претерпела изменения, но сохранила свой главный бренд - любовь, похожую на сон...
Благодаря музыке Чайковского и постановке Петипа, «Щелкунчик» по популярности стал вторым после «Лебединого озера» русским балетом. Попытки улучшить или перестроить его не слишком приживались - история взросления и первой любви Маши, ее «битва» с мышами за своего героя, такая трогательная и наивная, очень близка русскому характеру искренностью чувств. Все остальное было как бы фоном.
Раду Поклитару (он выступает в трех лицах: автор либретто, хореограф и постановщик) вывел на первый план не саму любовь, не пробуждение больших чувств, а скорее иллюзию любви. Мечту. Сон. Его героиня - простушка из народа. Похожа не то на Золушку, не то на Галатею. Грубовата. Невоспитанна. Над ней подшучивают гости госпожи Штальбаум, в дом которой Маша-Мари попадает буквально с улицы. Ее не принимают всерьез. Она чужая на этом празднике жизни. Страшноватый одноглазый господин Дроссельмейер берет над девочкой шефство и под видом спасения от невесть откуда появившихся мышей, награждает ее Щелкунчиком-роботом. Тот с первых минут вызывает некое отторжение механикой движений и отсутствием чувств. Безразличный, безликий, способный лишь «подхватить» Машу, но не согреть душевным теплом. Кукла, она и есть кукла.
Зато мыши прелестны в своих проказах - энергичные, нахальные, они становятся главными действующими лицами спектакля, провоцируя героев и создавая для них постоянные препятствия. Они властвуют над юными влюбленными. Впрочем, тем только кажется, что они влюблены друг в друга. Два одиноких неустроенных сердца, два персонажа, изображающие любовь. Для выражения их чувств балетмейстеру не хватило красок, а у танцоров просто не оказалась ни технических навыков, ни артистического мастерства для исполнения па-де-де. Их танец куда беднее и невыразительнее, чем выходы исполнителей мышей.
Раду Поклитару пытается возвратиться в свое детство, пытаясь вспомнить, каким оно было. Мир взрослых кажется ему жестоким и злым, а детская душа наивной и беззащитной. Мыши наступают, порой их танец агрессивен, порой ироничен, порой страшен - все зависит от настроения (или воспоминаний?) балетмейстера. В воображении хореографа сказочные мыши Гофмана на какой-то миг становятся похожими на гоголевских чертей, потом и вовсе превращаются в этаких монстров, а вот волшебник Дроссельмейер напоминает Воланда Булгакова. Такие вот превращения... Отсюда и характер движений - резкие, подчас грубоватые, но удивительно яркие, выразительные. Кордебалет у Поклитару «делает» весь спектакль. Классическая хореография присутствует в этом балете, как необходимый аксессуар, как «намек», но не главный инструмент, а лишь дополнение к современной, острой, жесткой пластике. И это интересный момент!
Как признается сам постановщик, «все в этой истории оказывается на деле не тем, чем кажется с первого взгляда». Мне показалось, что маленький беспомощный Щелкунчик - это и есть сам Раду в детстве, когда он учился в Пермском хореографическом училище. Кто были мыши, кто - добрым волшебником, кто Мари, этого мы никогда не узнаем. Да и зачем?
«Щелкунчик» - спектакль не только о детстве и о любви, скорее, вообще о жизни. О том, что не все мечты - увы! - сбываются. И еще о том, что сны бывают красивей действительности. Что касается мышей, то они всегда рядом с нами, как образ зла и коварства.
Талант Раду Поклитару - в умении закрутить «спираль» действия, однако ему не всегда хватает лирического взгляда, он реалист, а не романтик, поэтому ему удаются сцены с многими действующими лицами и меньше любовные дуэты. Что же касается финала, то возвращение Маши-Мари из мира фантазий - его кредо. Жесткая правда ему милее сладкой сказки... Но он не обманул нас, просто его «Щелкунчик» уже из нового, XXI века, а костюмы и декорации - это всего лишь фон. Недаром его героиня просыпается утром не в красивом старинном кресле, а на панели. И Щелкунчик оказывается не так уж и прост - это сам Дроссельмейер, который два акта просто играл чужую роль. Такие сегодня сказки ...
Татьяна Чернова
Все новости за Май 2011
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: