Размышления о месте балета в жизни пермского зрителя
23.06.2011 00:54

«Конечно, мне бы хотелось, чтобы был полный зал, чтобы зрители аплодировали, и все прошло успешно… вот предпочтения местной публики не известны. Поэтому ориентироваться приходится исключительно на свой вкус», - испанский хореограф Каетано Сото.

На мой взгляд, в этом высказывании точно трактуется состояние складывающихся отношений пермского зрителя с современным балетом.

Вечер современной хореографии «Видеть музыку», хореографическая постановка «Entity», балет Лулы Вашингтон, балет Todes, балет Евгения Панфилова, балет Лионской оперы, современная постановка балета «Дафнис и Хлоя», концерты солистов Мариинского театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большого театра, Киевский балет Раду Поклитару... Разнообразие предложенных вариантов завораживает и настораживает одновременно. Готов ли пермский зритель поглотить столь вариативное, разноуровневое искусство, название которому единое - балет?

Для современного российского и зарубежного балета характерны некоторые общие тенденции. Включение акробатических элементов в танец (балет «Todes»), стирание границ мужского и женского начал в образной системе, своеобразный унисекс (хореографическая постановка «Entity»), стремление к механической точности в исполнении и постоянному усложнению исполняемых движений, поддержек. Не становится ли все это преградой на пути познания истинной красоты и глубинных человеческих мотивов танца?

На многих современных балетных спектаклях, ты ловишь себя на ощущении, что технически сложные номера становятся самоцелью; что мягкая пластика, порой неторопливость некоторых классических постановок воспринимаются как показатель некоей устарелости. Так, первая часть балета «Entity» английского хореографа Уэйна Макгрегора вызывала скорее ощущение смотра профессионального исполнительства современного танца, не ориентированного на создание единого художественного образа. Постановка «Uneven» («Неровности») испанского хореографа Каетано Сото вообще вызвала вопрос: «Что же происходит на сцене?». Смотрим балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Алексея Мирошниченко, и в голове опять вопрос: «Это точно тот балет, на который я собирался?». Только доскональное изучение программки позволяет зрителю вздохнуть свободно и ощутить себя частью происходящего... Любит пермский зритель искать истину даже там, где далеко не все ясно, и не боится трудностей восприятия. А может, не хочет прослыть некультурным в пространстве, которое властями и масс-медиа объявляется культурным? «Если Вам не понравилось это мероприятие, посетите еще десяток других», - провозглашают ведущие на каждом мероприятии фестиваля «Белые ночи», благо выбор огромен. Или это вовсе и не благо, а скорее навязывание?

Многие вопросы по поводу современного балета отступают сами собой на гала-концерте солистов русского балета театров Санкт-Петербурга и Москвы - Мариинского театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большого театра. Предложенная классика в высокопрофессиональном исполнении оказывается тоже весьма привлекательной для зрителя. В такие минуты понимаешь, что классика действительно может быть вечной.

А что же заставляет многих раз за разом идти на вновь поставленные и привозимые из-за границы концерты? Можно предположить, что пермские власти, являясь ныне в культурном плане скопищем всего модернового, инновационного, планомерно приглашают известных («раскрученных»?) хореографов, продвигают таким образом имидж города и приучают зрителя к определённым предпочтениям. Не случайно аншлаги на балет идут один за другим. И наблюдая за этой невероятной тягой к хореографической новизне, мы невольно задаемся еще одним вопросом: что же все-таки первично: имена доселе неизвестных нам хореографов или все же искренняя любовь пермяков к искусству балета, в какой бы сценической форме он ни был представлен?

Думается, часть ответов на наши вопросы можно найти в той же балетной практике. Например, возьмем «Жизель» современного выдающегося шведского хореографа Матса Эка, показанную нам на сцене академического театра оперы и балета. Спектаклю около 30 лет, и он уже стал классикой XX века, но смотрится на одном дыхании и по-своему человеческому содержанию актуален до сих пор. В этом же ряду стоит балет «Щелкунчик» Чайковского и Раду Поклитару. Или «GRAND BALLET GALA» балерины русского балета Ульяны Лопаткиной и звезд русского балета, представленные зрителю тоже на сцене пермского академического театра оперы и балета. Сначала нас умиротворяют номерами, выдержанными в рамках строгой классики. Но и тут не обходится без перчинки - последний юмористический номер Лопаткиной - в очках и с сумочкой -напоминает нам, что от современных интерпретаций классики в балете просто никуда не уйти. Показательно, что в репертуаре Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского уже многие годы идут любимые зрителями «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Сильфида» и другие. Уже много лет труппа балета Евгения Панфилова покоряет зрителя своими спектаклями-фантасмагориями, почти эротическим шоу и шутливыми спектаклями «Балета толстых».Все это живое искусство танца, и в нем демонстрируется как сохранение богатейших традиций балета, так и их дальнейшее развитие в созвучии с чувствами современного человека.

В этом сезоне пермский зритель чего только не увидел на балетной сцене: кроме традиционной классики, гламур, романтику русского авангарда, модерн, технические достижения в исследованиях физических возможностей человеческого тела, оригинальную сценографию, будоражащие фантазию костюмы и грим, казалось бы, немыслимые инсталляции с использованием человеческих тел в современном балете... На что-то можно сходить один раз, а к кому-то и чему-то хочется возвращаться и возвращаться. Интересно, на мой взгляд, только то, что рождено в тесной взаимосвязи традиционного и инновационного, через отторжение действительно устаревшего и мобилизацию подлинно современного. Пермяки всегда любили и любят всякий балет, но предпочтение отдается тому, где есть основа для длительных отношений сцены и зала.


Александра Корытова
студентка ПГИИК



Ключевые слова:
балет Пермь
Всего просмотров: 3020

Все новости за Июнь 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: