Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



В Перми путешествовали по грязному «Пространству Сорокина»
19.09.2011 22:21

16 сентября в Перми открылся второй фестиваль о театре и кино современности «Текстура». Программа этого мероприятия очень богата и разнообразна. Особое место в фестивале занимает награда «Текстура: имя», которую организаторы вручают героям современного искусства, работающим с актуальными темами и сюжетами. В этом году одним из номинантов премии стал писатель Владимир Сорокин.

По этому поводу в рамках фестиваля 17 сентября прошёл семинар «Пространство Сорокина». Вот что о нём писали в программе мероприятия: «Пространство Сорокина - это внутреннее пространство произведений художника, где текстура языка переживает головокружительные метаморфозы, а идеи бескомпромиссно проверяются на весах исторического опыта и не знающего запретов воображения. Это пространство вокруг сорокинских текстов - литературных, театральных, кинематографических. Пространство Сорокина - это время и место, где мы давно живем и, может быть, будем жить в будущем».

Что и сказать, программа выглядела многообещающе. Видимо, поэтому в 14 часов субботы, в актовом зале краевой библиотеки имени Горького было не протолкнуться. Люди были все разные - студенты, неформалы, явные представители интеллигенции. А также те люди, при одном взгляде на которых тренированный студенческий разум автоматически прикидывает, а трудно ли им сдавать зачёт?

И всем не хватало места. Организаторы суетились, таская туда-сюда стулья. Но всё равно на момент начала докладов некоторым зрителям пришлось стоять. Автору этих строк пришлось встать за располагающимся в конце зала стендом с книгами Сорокина и журналами, в которых были статьи о писателе. На стенде была вывеска «Владимир Сорокин: pro et contra», хотя материалы там были только pro.

Сам семинар начался с короткого выступления художественного руководителя «Текстуры» Эдуарда Боякова, который рассказал, что весь фестиваль в целом, программа «Имя» в частности, служат для поиска и рассказа о новых персонажах культуры. И имя такого необычного писателя, как Владимир Сорокин, здесь подходит как нельзя лучше.

Всего во время семинара было сделано восемь докладов. Выступали люди, как правило, с серьёзными научными званиями - в основном, доктора филологических наук. Специально для выступления на этом семинаре из Великобритании приехал профессор университета Бат, преподаватель русского языка и литературы Дэвид Гиллеспи. Его доклад назывался «Насилие и авторитарность в прозе Сорокина».

Что удивительно, Пермь на семинаре представляла лишь его ведущая Марина Абашева - доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы ПГПУ со своим докладом «Сорокин нулевых: в пространстве мифов национальной идентичности». В основном, докладчики представляли Санкт-Петербургский государственный университет.

Удивительным образом разнились доклады. Учёные-филологи нашли в текстах Сорокина и связи с современностью, и с классиками русской литературы, такими как Чехов и Ахматова, и многое другое. И это как-то пугало. Я не читал Сорокина, и не могу рассуждать о его творчестве. Но судя по докладам, оно весьма неприглядно. Например, несколько раз, в докладах говорилось, что язык у Сорокина плохой, и часто он злоупотребляет откровенными сценами, насилием и матом. И поэтому учёные, которые всерьёз «копаются» в этом, цитируют ненормативные выражения из произведений писателя, выглядят немного странно.

Апофеозом семинара можно назвать предпоследнее выступление - Михаила Елизарова, писателя, лауреата «Русского Букера» 2008 года, а по совместительству музыканта. В конце своего выступления он спел под гитару три песни. Все - с матом. Елизаров объяснил, что это такой приём. Очень странное зрелище, когда русский писатель поёт матерные песни, выдавая их как особый стиль, а ему аплодируют учёные-филологи и немногочисленные зрители.

Действительно, под конец слушателей стало мало. Первые зрители ушли уже после первого доклада, а после перерыва вообще остались только сами докладчики, несколько сторонних зрителей и студентки, которых, судя по всему, обязали придти на это мероприятие.

Семинар длился четыре часа. В ходе его было сделано много интересных выводов. Задано много вопросов. Но вот только материал, на котором это всё строилось, слишком сомнителен. Учёные всерьёз находили глубинный смысл среди чернухи и порнухи, выявляли взаимосвязи этого с русской культурой. Как мероприятие, семинар безусловно удался. Но у вашего покорного слуги, после этого пропало какое-либо желание знакомиться с произведениями Владимира Сорокина.


Григорий Ноговицын
студент ПГИИК



Ключевые слова:
Пермь фестиваль Текстура

 

Всего просмотров: 2039

Все новости за Сентябрь 2011

На главную страницу...