В Перми путешествовали по грязному «Пространству Сорокина»
19.09.2011 22:21

16 сентября в Перми открылся второй фестиваль о театре и кино современности «Текстура». Программа этого мероприятия очень богата и разнообразна. Особое место в фестивале занимает награда «Текстура: имя», которую организаторы вручают героям современного искусства, работающим с актуальными темами и сюжетами. В этом году одним из номинантов премии стал писатель Владимир Сорокин.

По этому поводу в рамках фестиваля 17 сентября прошёл семинар «Пространство Сорокина». Вот что о нём писали в программе мероприятия: «Пространство Сорокина - это внутреннее пространство произведений художника, где текстура языка переживает головокружительные метаморфозы, а идеи бескомпромиссно проверяются на весах исторического опыта и не знающего запретов воображения. Это пространство вокруг сорокинских текстов - литературных, театральных, кинематографических. Пространство Сорокина - это время и место, где мы давно живем и, может быть, будем жить в будущем».

Что и сказать, программа выглядела многообещающе. Видимо, поэтому в 14 часов субботы, в актовом зале краевой библиотеки имени Горького было не протолкнуться. Люди были все разные - студенты, неформалы, явные представители интеллигенции. А также те люди, при одном взгляде на которых тренированный студенческий разум автоматически прикидывает, а трудно ли им сдавать зачёт?

И всем не хватало места. Организаторы суетились, таская туда-сюда стулья. Но всё равно на момент начала докладов некоторым зрителям пришлось стоять. Автору этих строк пришлось встать за располагающимся в конце зала стендом с книгами Сорокина и журналами, в которых были статьи о писателе. На стенде была вывеска «Владимир Сорокин: pro et contra», хотя материалы там были только pro.

Сам семинар начался с короткого выступления художественного руководителя «Текстуры» Эдуарда Боякова, который рассказал, что весь фестиваль в целом, программа «Имя» в частности, служат для поиска и рассказа о новых персонажах культуры. И имя такого необычного писателя, как Владимир Сорокин, здесь подходит как нельзя лучше.

Всего во время семинара было сделано восемь докладов. Выступали люди, как правило, с серьёзными научными званиями - в основном, доктора филологических наук. Специально для выступления на этом семинаре из Великобритании приехал профессор университета Бат, преподаватель русского языка и литературы Дэвид Гиллеспи. Его доклад назывался «Насилие и авторитарность в прозе Сорокина».

Что удивительно, Пермь на семинаре представляла лишь его ведущая Марина Абашева - доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы ПГПУ со своим докладом «Сорокин нулевых: в пространстве мифов национальной идентичности». В основном, докладчики представляли Санкт-Петербургский государственный университет.

Удивительным образом разнились доклады. Учёные-филологи нашли в текстах Сорокина и связи с современностью, и с классиками русской литературы, такими как Чехов и Ахматова, и многое другое. И это как-то пугало. Я не читал Сорокина, и не могу рассуждать о его творчестве. Но судя по докладам, оно весьма неприглядно. Например, несколько раз, в докладах говорилось, что язык у Сорокина плохой, и часто он злоупотребляет откровенными сценами, насилием и матом. И поэтому учёные, которые всерьёз «копаются» в этом, цитируют ненормативные выражения из произведений писателя, выглядят немного странно.

Апофеозом семинара можно назвать предпоследнее выступление - Михаила Елизарова, писателя, лауреата «Русского Букера» 2008 года, а по совместительству музыканта. В конце своего выступления он спел под гитару три песни. Все - с матом. Елизаров объяснил, что это такой приём. Очень странное зрелище, когда русский писатель поёт матерные песни, выдавая их как особый стиль, а ему аплодируют учёные-филологи и немногочисленные зрители.

Действительно, под конец слушателей стало мало. Первые зрители ушли уже после первого доклада, а после перерыва вообще остались только сами докладчики, несколько сторонних зрителей и студентки, которых, судя по всему, обязали придти на это мероприятие.

Семинар длился четыре часа. В ходе его было сделано много интересных выводов. Задано много вопросов. Но вот только материал, на котором это всё строилось, слишком сомнителен. Учёные всерьёз находили глубинный смысл среди чернухи и порнухи, выявляли взаимосвязи этого с русской культурой. Как мероприятие, семинар безусловно удался. Но у вашего покорного слуги, после этого пропало какое-либо желание знакомиться с произведениями Владимира Сорокина.


Григорий Ноговицын
студент ПГИИК



Ключевые слова:
Пермь фестиваль Текстура
Всего просмотров: 2222

Все новости за Сентябрь 2011

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: