Пермский ТЮЗ вместе с А. Вампиловым напоминает, ради чего стоит не спать по ночам
21.09.2011 00:34

С 17 по 21 сентября в Иркутске проходит VIII Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Среди приглашенных оргкомитетом коллективов оказался Пермский ТЮЗ. Свой спектакль «Предместье» по пьесе «Старший сын» А. Вампилова он покажет как раз сегодня, 21 сентября.

Кроме пермяков, в фестивале принимают участие труппы театров из Москвы, Ростова, Новосибирска, Кемерово, Камчатки, Санкт-Петербурга, Северска, а также из южнокорейского Сеула и японского города Канадзавы. Всего пройдет 15 спектаклей. Это постановки не только по вампиловским пьесам, в афише имена Островского, Цветаевой, Шолохова, Гоголя, есть современные авторы. Все театральные работы отобраны оргкомитетом в соответствии с Положением о фестивале, в котором, в частности, сказано: «Наш фестиваль носит дорогое имя Александра Вампилова и хочет видеть современность его любящим и сострадающим зрением. И потому мы обращаемся к театрам, желающим участвовать в фестивале, с призывом помнить об ответственности перед зрителем и традицией (как пишут в нынешних объявлениях, «иронистов и специалистов по артефактам и деконструкциям просят не беспокоиться»).

Сегодня наш рассказ об этом спектакле, который вышел за рамки региональной культуры на уровень международной театральной жизни.

Премьера спектакля «Предместье» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» состоялась в Пермском ТЮЗе 12 мая 2010 года. Поставил спектакль народный артист России Михаил Скоморохов. Художник Ирена Ярутис, музыкальное оформление спектакля - заслуженный работник культуры России Марк Гольдберг.

Сцена Пермского ТЮЗа в 1976 году видела «Старшего сына» (это название пьесы публике больше известно) в постановке режиссера Михаила Кольцова. Театралы помнят спектакль до сих пор, настолько он был выразителен, пронзителен, трогал души людей.

Михаил Скоморохов в XXI веке предложил новую версию пьесы. Его «Предместье» - это срез на древнем стволе жизни, где кольца - годы - показывают смену разных исторических периодов в жизни российского общества. Символом перехода из одного исторического времени в другое являются огромные железные ворота в центре сцены. За ними - советская действительность, а со стороны зрительного зала - современность. Граффити на воротах, как отпечаток нынешней несущейся вскачь расцвеченной красками жизни... Ворота связывают и разделяют не только поколения, но и разные системы ценностей. При этом не обходится, как мы увидим, без болезненных столкновений.

Жизнь - ткань, сплетенная из множества историй. И у художника Ирэны Ярутис эта сплетённость выражена в сценографическом образе деревянного мира - домов, деревьев, дворика, она прослеживается и в костюмах. Герои вампиловской пьесы одеты ею в свитера, связанные вручную, по-домашнему, из шерсти, т.е. из очень тёплого материала. В такой одежде Бусыгин, Сарафанов, вязаные вещи есть в гардеробе детей Сарафанова Нины и Васеньки, у соседей Сарафановых.

В переплетающихся историях участвуют разные люди, создаются причудливые комбинации личных обстоятельств, но у всех историй есть одно общее. Люди, их герои постоянно ищут выход из той дискомфортной ситуации, в которой они оказались. Вот ещё почему в центре сцены именно двери - в квартире Сарафановых они воспринимаются как символ выхода.

Декорации за воротами напоминают длинный коридор, по левому и правому краю тянутся стены, все пространство заполнено обилием разных предметов из прошлого века... Вот старинный, но вполне рабочий радиоприемник, который еще можно увидеть в квартирах наших бабушек и дедушек. Вот допотопный телевизор. Футляр из-под скрипки, часы, которым лет пятьдесят, столы, рамы, чёрно-белые фотографии. Это - мир прошлого. Он есть и сейчас - в домах пожилых людей, но время неумолимо стучится в железные двери посреди сцены.

Новое время олицетворяют современно одетые девушки (выходят на сцену из зрительного зала), «продинамившие» двух друзей - Бусыгина в исполнении Александра Шарова и Сильву - Дмитрия Скорницкого. Особенно типичен для наших дней Сильва - в модной футболке с сегодняшних городских улиц, которая виднеется из-за расстёгнутой олимпийки. Владимиру Бусыгину, идущему на обман ради спокойствия главного героя Сарафанова, в этом спектакле нелегко понять и оправдать Сильву, которого Д. Скорницкий играет как человека конкретного и прагматичного, не изнашивающего свою душу «по пустякам».

Есть в «Предместье» и еще одна важная тема - из тех, о которых говорил сам А. Вампилов: «Писать надо о том, отчего не спится по ночам». Я думаю, основная тема спектакля - поиски гармонии и цена, которую за это приходится заплатить. Гармонию в спектакле ищут все: Сарафанов - Николай Глебов, его впечатлительный и трепетный сын Васенька -Артем Радостев, рассудительная дочь Нина - Надежда Кайсина, ее жених Кудимов - Иван Гапонов. Но кто готов поступиться своими интересами и потребностями ради того, чтобы гармония была в душах окружающих людей? И оказывается - мало кто. Кудимов не может жертвовать своими принципами, Нина - собственными планами, Макарская (Ксения Жаркова) - своим удобством, Васенька - эгоизмом, Сильва - своей жизненной философией...

Пониманием и готовностью принять друг друга отличаются только два героя в этом спектакле - музыкант Сарафанов и его «старший сын» Бусыгин - Александр Шаров. Но и они - в поиске, в неспокойствии... Об их духовном родстве говорит ночная сцена в доме Сарафановых, где они сидят друг напротив друга и разговаривают, в основном, о прошлом, о жизненном пути отца Сарафанова, его любви к музыке, игре на кларнете, его карьере. Современный молодой человек Бусыгин с того ночного общения начинает во всём поддерживать Сарафанова и готов разделить с ним, как мы видим в дальнейшем, не только пространство дома, но собственную судьбу.

Спектакль заканчивается разоблачением обмана «старшего сына» Бусыгина и его приятеля Сильвы. «Старший сын» признаётся Нине, в которую влюбился, в том, что он никакой не сын Сарафанову, хотя готов по жизни быть с ним рядом. Нина счастлива его признанием и одновременно испугана за отца: тот не перенесет потерю «старшего сына». В тот миг режиссёр усаживает актеров на скамейку так, что они оба смотрят в зал, у них одинаково напряженный взгляд, в котором отчаяние и страх. «Старший сын» и Нина не знают, что делать, как поступить, чтобы не навредить своей правдой отцу.

Это делает Сильва, который не выдерживает трудностей и нелепостей, связанных с нестандартной атмосферой в доме семьи Сарафановых. Стоит отметить игру Александра Шарова в роли Бусыгина в этом эпизоде: его герой держится отстранённо, угрюмо, как-то нейтрально по отношению к другим героям. Как только он перестаёт жить ролью «старшего сына», он словно духовно опустошается.

Выразительно сыгран был актерами эпизод с пожаром, который произошёл в доме Макарской (на наш взгляд, удачная работа Ксении Жарковой). Пожар не спалил, а только высветлил чувства тех, кто ценит любовь и дружбу, преданность и силу характера. Сарафановы и их друзья стали теплее и внимательнее друг к другу.

Драматург и режиссер в этом спектакле задаются одними и теми же вопросами: что выбрать - жестокую прагматичную правду или душевный мир, обман или разоблачение несостоятельности прожитой жизни, совесть или долг?

Впрочем, Вампилов ответил на эти вопросы в своих записных книжках. Он - за прекрасные иллюзии, которые не стоит рассматривать сквозь увеличительное стекло правды и подходить к ним близко: «Не обманываясь, скучно жить. Человеку необходимы иллюзии - для радостей, для восторгов, для наслаждений... Не приближайтесь к прекрасному. Прекрасное только то, что мы видим издалека».

Михаил Скоморохов, похоже, с ним согласен. А зрители решают сами, на чьей стороне быть. Но хорошо уже одно то, что эти вопросы задаются в наше жесткое, не оборудованное для компромиссов время, когда по ночам обычно молодые ходят и «тусят» по клубам, а не думают о чем-то существенном, не размышляют.

И всё же история одной советской семьи, положенная в основу спектакля «Предместье», понятна и сегодня многим людям. Сменяют друг друга поколения, появляются другие интересы и ценности, но вечными остаются духовность и любовь, прежде всего, любовь к детям и детей - к родителям. Здесь стоит сказать несколько слов о сцене прощания Бусыгина с семейством Сарафановых: Бусыгин принял решение уйти, он и уходит, но... возвращается! Таким образом, мы понимаем, что он остаётся душой в этом семействе и в этом доме.

В спектакле звучит разная музыка. Это классические и джазовые мелодии, визитная музыкальная карточка радиопередачи «С добрым утром» - «Воскресенье - день чудесный» и гимн России по утреннему радио. Музыкальное оформление спектакля, созданное Марком Гольдбергом, помогает окунуться в атмосферу 1960-х годов, которая пронизывает вампиловский сюжет и спектакль.

Театр приоткрыл нам ворота в прошлое, которое, вроде бы, давно кануло в вечность. Но как свидетельствует реакция зрительного зала, потребность в гармонии, которую так жаждали герои А. Вампилова, жива до сих пор. Поиски именно ее стоят того, чтобы не спать по ночам.


Игнат Иванов
студент ПГНИУ



Ключевые слова:
Пермь ТЮЗ фестиваль

 

Всего просмотров: 4503

Все новости за Сентябрь 2011

На главную страницу...