Астафьевские чтения: Армия Власова глазами Алексея Пивоварова
28.11.2011 10:23

Вчера, 27 декабря, в рамках Астафьевских чтений в киносалоне «Премьер» был представлен документальный фильм Алексея Пивоварова «Вторая ударная. Преданная армия Власова».

Ставшие традиционными всероссийские гражданские Астафьевские чтения начались еще 25 декабря. Начались они с концерта «Созвучие» в Пермской краевой филармонии, который был посвящен памяти самого Виктора Астафьева, советского музыканта Евгения Колобова, а в этом году и покойной жены Астафьева.

К воскресному вечеру, однако, уже прошел ряд мероприятий - это и юношеская секция «Астафьевских чтений», и показ спектакля Пермского ТЮЗа «Веселый солдат», и фильм Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Веселый солдат». Теперь по программе была запланирована презентация фильма «Вторая ударная. Преданная армия Власова» Алексея Пивоварова, московского репортера, известного многим по работам на телеканале НТВ.

Пройденный школьный и вузовский курс отечественной истории, кажется, должен был позволить мне понять, что предстоит увидеть и услышать на встрече. И как ни прискорбно признавать, но до просмотра фильма я представляла себе это весьма и весьма смутно. Поэтому, понадеявшись на то, что с помощью фильма я смогу в какой-то степени пополнить свои знания о событиях Второй Мировой, я прохожу в пятый зал киносалона, где уже занята добрая половина всех мест. Через некоторое время набирается полный зал - ни одного свободного кресла, а позже подойдут еще, так что кто-то будет вынужден и стоять при просмотре. Собравшаяся аудитория неоднородна. Есть единственный общий признак - заинтересованность в теме и осведомленность в событиях Второй Мировой войны. В остальном же собрались представители не только разных возрастных категорий, но и профессиональных: здесь и литераторы, журналисты, историки, и другие слушатели Астафьевских чтений, чьи профессии могут не предполагать глубокого изучения истории.

Первоначально задумывалось, что презентовать собственный фильм приедет сам режиссер и репортер, но не получилось. Вступительное слово предоставили журналисту и историку Виталию Дымарскому. . Каждый дизайнер желает знать, где сидит фотошоп онлайн на русском , а сидит на портале для веб-мастеров iwsm.ru.

- Алексей Пивоваров для современных российских реалий совершил поступок, поскольку через историю войны мы обсуждаем то, как мы живем сегодня и как будем жить завтра. Более того, это поступок еще и потому, что любая попытка по-новому взглянуть на исторические события моментально объявляется фальсификацией.

Свет гаснет, и на экране появляются первые кадры. Лесная поляна, одинокий гнедой конь (тут же возникают ассоциации с кадрами из творчества Андрея Тарковского), голос Пивоварова, повествующий о том, что «1942 год, в лесах между Новгородом и Ленинградом только что погибла вторая ударная армия. Ранним июльским утром в оккупированной деревне Туховежи появляется странная пара: высокий очкарик в гимнастерке без петлиц и напуганная женщина в штатском». Вот они, генерал Власов, командующий второй ударной армией, и его походно-полевая жена.

Комментарии репортера и по совместительству режиссера, вставки военной хроники, современные художественные инсценировки тех событий, интервью ветеранов второй ударной и немецкой армий сменяли друг друга на протяжении всего фильма. Сменяли гармонично и точно. А тот факт, что кадры военной хроники относились в основном к 1943, а не 1942 году ввиду отсутствия последних, совсем не портили общее впечатление.

Нельзя, правда, отрицать тот факт, что в определенной степени фильм получился субъективным. Тут же после просмотра картины в зале начинают обсуждать некоторые спорные моменты. Таким образом, заключительное слово историка и критика Бориса Соколова плавно перетекает в дискуссию, но это уже вопрос, относящийся к предстоящему круглому столу. Поэтому Татьяна Курсина, исполнительный директор музея политических репрессий «Пермь-36», предлагает продолжить дебаты именно там - 28 декабря в 14.00 в краевой библиотеке имени А.М. Горького.

В целом, документальная драма Пивоварова получилась сильной и эмоциональной. Из киносалона я ухожу с неоднозначными мыслями и впечатлениями - а как иначе? - фильм заставляет задуматься, даже несмотря на возможные в нем нестыковки. Напоследок мне только хочется надеяться на то, что немало людей сегодня так или иначе, но все же интересуются историей своего государства. И даже если эта история для них по большей части пока неизвестна, то они найдут время для того, чтобы постараться узнать ее. Пермякам здесь, возможно, помогут остальные четыре фильма Пивоварова, в том числе и его наиболее успешный «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», которые будут показаны в Пермской синематеке 28 и 29 декабря.


Юлия Ефимова
студентка ПНИПУ



 

Всего просмотров: 2238

Все новости за Ноябрь 2011

На главную страницу...