Счастливые дни Пермского балета
06.12.2011 01:11

3 декабря на сцене Пермского академического театра оперы и балета состоялось уникальное и по-своему выдающееся событие российского масштаба – трехдневный показ премьеры спектакля «В сторону Дягилева»: вечер одноактных балетов.

Об этом событии первыми сообщили «Российская газета» и телеканал «Культура». Что можно добавить к опубликованному?

Да, театральная публика России и мира открыла для себя ранее неизвестные страницы в творчестве «русских европейцев» начала XX века: антрепренера Сергея Дягилева, композиторов Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева, художника Михаила Ларионова, представителя российской школы балета Джорджа Баланчина. Плеяду давно признанных Европой талантов на спектакле закономерно предваряло имя Петра Чайковского, музыкального гения России, чье творчество еще в юности оказало влияние на тех же Дягилева и Прокофьева и чье имя неслучайно носит пермский музыкальный театр.

Эта премьера обязывает несколько раз с уважением и восхищением повторить слово «впервые». Впервые в России на пермской сцене был показан балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Сергея Прокофьева в хореографии Алексея Мирошниченко, художественного руководителя пермского балета; впервые мы увидели восстановленный облик декораций в исполнении Михаила Ларионова, первого художника этого балета в антрепризе Сергея Дягилева. Впервые на отечественной сцене благодаря репетиторам Фонда Джорджа Баланчина, в прошлом солистам его труппы New York City Ballet Сандре Дженнингс и Полу Боузу восстановлена хореография двух балетов Джорджа Баланчина: «Monumentum pro Gesualdo» на впервые прозвучавшую в Перми музыку И. Стравинского и «Kammermuzik № 2» П. Хиндемита.

Роль первопроходцев налагала особую ответственность на пермскую балетную труппу и на оркестр, самых главных действующих лиц, которым на премьере предстояло захватить, поразить публику тем небывалым, необычным и легендарным, что предлагалось замыслами постановщиков. Профессиональный исполнительский уровень танцовщиков и самоотдача на спектакле помогли увлечь зрителей эстетикой бессюжетных балетов Баланчина, скрытой одухотворенностью «Вариаций на тему Рококо для виолончели с оркестром» П. Чайковского в постановке А. Мирошниченко, соло на виолончели Игорь Бобович. Достойным дирижером трех первых балетов был Валентин Урюпин, также сравнительно новое имя в культурной жизни Перми.

Кульминацией вечера для зрителей стал, безусловно, «Шут...» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко, дирижировал спектаклем Теодор Курентзис. Балетной труппой было подготовлено несколько составов для исполнения главных партий. В первый вечер партию Шута станцевал Александр Таранов (на фото Тарас Товстюк), Шутихи -Ляйсан Гизатуллина (на фото Наталья Домрачева), Купца - Сергей Мершин, Козлухи - Анна Терентьева. Семь шутов представили Роман Тарханов, Артем Мишаков, Степан Демин, Никита Четвериков, Алексей Лысенко, Дмитрий Звягин, Иван Ткаченко. Здесь важен каждый танцовщик в каждом сценическом эпизоде, ибо зрителю в считанные минуты дано увидеть и зарождение злого смеха у Шута, и готовность жены поддержать опасную шутку мужа, и семикратно увеличенные в зеркале сцены - глупость, простодушная доверчивость, оскорбленное самомнение и жажда мщения, еще раз мщения за обман... се вместе в какой-то момент становится просто страшным. Важно, что это произведение Прокофьева, Дягилева и Ларионова, созданное почти сто лет назад, возвращено к нам как современное, с ярко выраженными национальными особенностями мира русских. В музыкальном зрелище с его веселой ярмарочной пляской-игрой, с «ручейками» и хороводами, с тонкой иронией хореографа по отношению ко всем персонажам, под неутомимый звон бубенчиков, «несущийся» по-над музыкой оркестра, вдруг на сцене случается нечто, сопровождаемое грохотом барабанов и боевым кличем духовых. Интересно, что предощущение неизбежности драматического разрешения «шутейной истории» возникало в зрительском сопереживании происходящему на сцене непроизвольно, оно нарастало, провоцируемое и музыкой, и хореографией. Удивительно, что счастливый конец, при котором Шут избегал наказания, не избавлял от раздвоенности тревожно-радостных зрительских ощущений. Привычка к «жестоким играм» осталась с этим парнем. В финальных парных танцах спектакля он вместе с Шутихой, как настоящий герой народной комедии, был «в первых рядах» праздничного действа.

Балет «В сторону Дягилева» поражает продуманностью выбора произведений Алексеем Мирошниченко, масштабностью творческого замысла. Представлена музыкально-хореографическая картина нескольких переходных эпох, начиная от рубежа XVI-XVII веков, к которой нас отсылает «Мадригальная симфония памяти Джезуальдо» Игоря Стравинского, через культуру модерна рубежа XIX-XX веков до современной противоречивой мультикультурной ситуации. Спектакль несет в себе представления о человеке и его ценностях в разные времена как в глобальном общеевропейском пространстве, так и на отдельно взятой территории России. Такие спектакли - редкость на сцене.

Поэтому - пожелание художественному и административному руководству: эту постановку надо поберечь. Любое сценическое произведение при эксплуатации подвержено разрушению, это известно всем. Хотелось, чтобы только что рожденный спектакль окреп, устоялся, и сценический его текст был окончательно выверен на любящей артистов публике.

Но увы... Его отправляют на гастроли. Как это случилось и с предыдущей премьерой - «Бахчисарайским фонтаном». Такова менеджерская политика нынешнего руководства театра.

Но не будем о грустном. Поистине солнечная хореография Алексея Мирошниченко, которую он продемонстрировал в «Шуте», тот интеллект, богатая художническая фантазия, которые мы ощутили в его постановках за последний сезон, рождают мысль, что для пермского балета наступили счастливые дни. Как когда-то это было при Николае Боярчикове, годы творческой деятельности которого названы историками «золотым периодом» в жизни пермского балета.

На снимке: сцены из спектакля «В сторону Дягилева. Вечер одноактных балетов». Фото из архива театра.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Пермь балет
Всего просмотров: 5806

Все новости за Декабрь 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: