Пермскому театру оперы и балета 140 лет
07.12.2011 23:49

Сегодня Пермский академический театр оперы и балета большим гала-концертом отмечатил свое 140-летие. В нем приняли участие артисты оперы и балета, музыканты оркестра и хора, заслуженные работники, многие годы посвятившие пермскому театру, а также приглашенные солисты Мариинского театра.

Накануне в театре прошло несколько предпраздничных юбилейных событий. Так, состоялся просмотр документального кинофильма «Эвакуационный роман» Бориса Караджева, бывшего пермяка, ныне столичного кинодеятеля. В фильме рассказывается о жизни в Перми с 1941 по 1944 годы эвакуированного из Ленинграда большого творческого «десанта» - Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (прославленная Мариинка, наследница традиций Императорских театров), Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой), известных актеров, писателей, художников. О том, как все было семьдесят лет назад, поведали герои фильма, в том числе знаменитый хореограф Николай Боярчиков, народная артистка России Татьяна Пилецкая, педагог и экс-директор Пермского государственного хореографического училища Нинель Пидемская и другие.

Сегодня днем состоялось торжественное открытие мемориальной доски с датами «пермского периода» в истории Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, установленной на фасаде Пермского театра. Авторы мемориальной доски - пермские художники-скульпторы Валентина Ракишева и Вячеслав Просвирнов.

Несмотря на то, что этот период жизни Пермского музыкального театра достаточно хорошо освещался в местных СМИ в 1970-1980е годы, народились новые поколения поклонников театра, которым требуется заново напомнить о таких знаменательных датах. А среди прочих важных исторических моментов в жизни театра сегодня стоит вспомнить об учреждении при нем в 1895-1896 годах Городской театральной дирекции для формирования труппы и репертуара. В состав дирекции под председательством Городского головы вошли влиятельные в разных сферах горожане, в том числе певцы и музыканты. Город по сути выделил для театра строку в бюджете. Этот был первый в России опыт финансовой стабилизации театра во имя интересов общественности.

Сегодня хочется сказать не только о тех творческих победах и достижениях артистов театра на протяжении почти полувековой истории, но и о публике, которая своим преданным отношением к театру также внесла свой вклад в его развитие. Например, уникальные сведения о Пермской городской дирекции разыскал М.Н. Степанов, кандидат географических наук, преподаватель Пермского государственного университета, большой любитель оперы, ныне ушедший в мир иной. Свои архивные находки он регулярно публиковал в газете «Вечерняя Пермь» как раз в год 125-летия театра, что получало большой резонанс среди пермяков и неожиданно оказалось очень полезным для властей.

А именно, в 1996 году, в период системного кризиса по всей России, когда все затянули, как могли, пояса, общественность поставила перед пермскими властями вопрос о поддержке самочинно возникших в начале 1900-х годах театральных студий «Эксперимент» Евгения Панфилова и «У моста» Сергея Федотова. И кто тогда знал этих молодых выпускников Пермского института искусства и культуры? Их было мало, избранных, поверивших в талантливость двух новых коллективов. Студии материально очень трудно существовали, и пермская городская дума в принципе была непротив их сохранить для Перми. Однако не было законодательного основания для финансовой поддержки. Тут-то и пригодились разыскания М.Н. Степанова по пермскому музыкальному театру в прошлом веке. Традицию дореволюционных меценатов в конце XX века подхватили, и у нас таким образом появилось два новых театра, которые сегодня имеют общероссийскую значимость. А М.Н. Степанов за большой вклад в восстановление истории Пермского театра оперы и балета был принят в число почетных зрителей, что давало право бесплатного посещения спектаклей.

Сегодня стоит вспомнить еще пару имен подобных театралов, преданных истории Пермского театра оперы и балета: это, во-первых, Юрий Аркадьевич Силин, который с детства ходил на спектакли музыкального театра, видел выступления артистов Маринки, а потом исполнилась его самая большая мечта - поступить на работу в театр. Он был служителем муз, говоря возвышенным языком, а если по записи в трудовой книжке - заведующим музеем театра. Сколько интересных сюжетов, фотоснимков, выставок сделано было им в стенах музея на третьем этаже! Он был одним из энтузиастов воспитания юного зрителя в музыкальном театре, при нем была организована с помощью ученых из педагогического университета лаборатория, где изучалось восприятие детьми музыкальных спектаклей. Так системно готовилось новое поколение театральной публики, и он провел сотни встреч зрительских встреч, заражая школьников своей любовью к этому непростому театральному искусству. Сколько афиш и программок, в том числе для детских спектаклей, он нарисовал сам, и поклонники театра их хранили в своих домашних архивах. Он в годы перестройки устроил на третьем этаже театра выставку о Сергее Дягилеве, одну из первых в Перми, с которой для многих посетителей театра началось «возвращение» нашего земляка в пермское общественное сознание.

Еще одно имя преданного театру зрителя сегодня необходимо назвать - пермская журналистка Татьяна Петровна Чернова. Она - автор бесчисленных публикаций по истории Пермского музыкального театра, начиная от первых дней его становления и заканчивая нынешними творческими достижениями. Татьяна Петровна, работая в отделе новостей «Вечерки», всегда была первой среди журналистов, кто сообщал о балетных премьерах; она открыла массовому читателю жизнь и творчество основательницы и первого художественного руководителя Пермского хореографического училища Екатерины Гейденрейх; она, начиная с 1970-х годов, первой брала интервью у всех, ставших впоследствии знаменитыми артистов пермского балета; она является также одним из первых журналистов, кто в день рождения С.П. Дягилева регулярно публиковал очередной материал в газете, где доходчиво и с новым поворотом рассказывалось читателям о пермском семействе Дягилевых, о Сереже, который знаменит в Европе.

Друзья пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского сегодня рассеяны по всему свету. Но в 140-й день его рождения пермская публика, поздравляя артистов со знаменательной датой, может гордиться тем, что в творческом долголетии театра есть доля и ее трудов.

На снимке: макет мемориальной доски, установленной на днях на здании Пермского театра оперы и балета; пермская публика.

 


Галина Куличкина



Всего просмотров: 4199

Все новости за Декабрь 2011

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: