В Перми одним балетмейстером стало больше
31.12.2011 00:01

12 декабря на сцене Театра-Театра состоялась премьера одноактного балета «Шкатулочка» в исполнении «Балета толстых Евгения Панфилова». Идея, хореография, постановка и сценография Алексея Расторгуева. Через неделю балетмейстер Алексей Расторгуев вновь привлек внимание широкой публики.

На сей раз его имя было представлено в юбилейном концерте на сцене Дворца молодежи лауреата международного и всероссийских конкурсов, образцового эстрадно-спортивного ансамбля «Танц-класс». Зрители увидели десять его номеров из восемнадцати, обозначенных в программке. Причем, за работу именно в этом коллективе Алексей получил в феврале этого года звание лауреата первой степени на  всероссийском конкурсе балетмейстеров детских хореографических коллективов «Провинция».

Стоит сразу сказать, что балетмейстер Алексей Расторгуев и известный солист Балета Евгения Панфилова Алексей Расторгуев - это один и тот же человек. Кому-то он давно известен как исполнитель главных мужских партий в балетах «Клетка для попугаев», «Течение», «Отторжение», «За краем край», сольные партии в постановках «Друг Мио», «P.A.B.L.O.», соло в « Mono Lisa».

Но с 2005 года неравнодушные к балету люди стали отмечать в нем черты новой творческой личности. Алексей стал пробовать себя в одном из самых сложных видов деятельности в балете - искусстве хореографа-постановщика. Сначала мы увидели несколько его постановок для dance-company «Бойцовский клуб», где он давно является педагогом-репетитором. А в 2010 году он, завершая учебу в Пермском государственном институте искусства и культуры по специальности «Искусство хореографа», поставил с профессиональной труппой Балета Евгения Панфилова спектакль «Пасьянс Коломбины» на музыку Моцарта и современных зарубежных композиторов. И вот его постановка для Балета толстых - «Шкатулочка», педагог-репетитор Ольга Дормидонтова.

Балет начинается таинственно, под старинную мелодию, словно сама музыкальная шкатулка, извлеченная из музейных фондов, ожила в руках умелых музыкантов. Под стать музыкальному зачину была и литературная запись в театральной программке: «Я возьму шкатулочку... Вещую, старинную, и смогу увидеть в ней все, что захочу...» В полутьме на сцену выходила некая старушка, вытаскивала из маленькой шкатулочки ожерелья и прочие дорогие сердцу вещицы, и оживали на сцене, будто в памяти, картины ее молодости. Семь девушек в пышных бальных платьях - желтом, зеленом, голубом, вино-красном... Словно вышли они погулять, с зонтиками и воздушными шарами, свою красу показать, мечты осуществить. Мечты о...? Конечно, о любви!

Тот, кто видел предыдущие постановки Алексея, знает, что он обладает одним несомненным балетмейстерским талантом: умеет сочинят танцы с конфликтом, комедийным или драматическим, сшибка характеров обнаруживается невзначай, и резко, так что в какой-то миг зрителя залихорадит от противоречивых эмоций. Только что ты улыбался, как вдруг тебе становится страшно. Только напрягся, а все уж обошлось, и можно снова расслабиться. Все, вроде бы, то же, но вдруг происходит некий сдвиг, и мы будто бы оказываемся в другом мире. И человек перед нами другой. Вот и прогулка, казалось бы, обаятельных будущих невест быстро теряла свой романтический ореол, и мы сталкивались с внутренней сутью женских характеров, далекой от идеала. Сценическое действие развивалось как тема с вариациями. У каждой девушки был сольный танец, который оборачивался для нее своеобразным саморазоблачением. Печальную закономерность их общего жизненного итога режиссер подчеркивал с помощью выразительной детали - воздушного шарика. У каждой он был в руках, как была у каждой мечта, воздушная, легкая, летящая. Но в финале индивидуальный танец каждой сопровождался выразительным эффектом: девушки лишались шариков: у кого-то он либо громко лопался, у другой превращался в жалкий кусочек резинки, а девушка в винно-красном платье сама его протыкала.

Для танцев была взята песенная музыка современных зарубежных композиторов, музыка человеческих страстей, удовольствий, иногда граничащих с шоком. Словно мы попадали в современный Мулен-Руж, где земные вожделения и были сутью явленных нам женских характеров. Семь красавиц продемонстрировали семь смертных грехов. Увиденное танцевальное «панно» вызывало в памяти рисунки Тулуз Лотрека, благодаря мастерству которого изображенная женская натура становилась знаком и символом.

Финал балета давался в двойной перспективе. В углу авансцены опять сидела бабушка, перебирая драгоценности в шкатулке - единственное, что осталось у нее от юности. А на сцене в волшебном свете (световая партитура А. Хорошева), как новый драгоценный камень, кружился хоровод красавиц, манящий и обманчивый ...

Несколько слов о хореографических миниатюрах для детей ансамбля «Танц-класс» в постановке Алексея Расторгуева. В них сверкали юмор, легкость, богатство фантазии и изобретательность, удивительная выразительность танцевальных образов, многообразие драматических ситуаций, эмоций, там видна была, наконец, забота хореографа о том, чтобы найти для детей именно им технически подвластные движения. Были достаточно сложные постановочные решения, в «Свадебке» например, где вихревой любовный треугольник разыгрывается нас сцене сразу в двух возрастных группах - у первоклассников и одновременно в группе юношеского возраста.

Подлинный драматизм ощущается в номере «Еще постоим» на музыку песни Высоцкого «Вдоль обрыва по над пропастью», исполненном юношеской мужской группой ансамбля. Образ несокрушимого воинского братства в смертельном бою создается с помощью поистине головокружительной акробатики, скульптурно выразительной хореографической пластики, стремительной смены падений и взлетов мужских тел, словно обладающих энергией вечной жизни. И тут же удивительный сказочный мир маленьких то ли клоунов, то ли гномов - в синих колпачках, крючком согнутых, лукавых, несущих свою тайну под популярную песню Чернавского и Дербенева «Засыпает синий Зурбаган...» - номер «Я люблю это время». А чуть позже пример совсем другой стилистики - характерный матросский танец, передающий душу песен легендарного Леонида Утесова - номер «На волнах воспоминаний».

Декабрьские балетные постановки Алексея Расторгуева окончательно утвердили нас в том, что на театральном небосклоне Прикамья появился новый молодой балетмейстер. Он уверенно владеет малыми хореографическими формами, чувствует артиста и зрительный зал. И у него есть желание и планы развиваться дальше, осуществлять более масштабные вещи, не ограничиваясь песенной музыкой. Пожелаем ему в этом направлении творческих успехов в Новом году!

На снимках: эпизоды из спектакля «Шкатулочка», а также Алексей Расторгуев репетирует с «бойцами».

Фото из архива театра

 


Галина Куличкина



Всего просмотров: 4259

Все новости за Декабрь 2011

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: