Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Вопреки ряду предположений, дебютное выступление художественного руководителя Пермской оперы Теодора Курентзиса с Венским филармоническим оркестром на Неделе Моцарта в Зальцбурге восторга не вызвало.
Дебют Теодора Курентзиса со знаменитым на весь мир оркестром начал рекламироваться в Интернете задолго до появления официальных релизов Пермского оперного. Например, еще 11 октября прошлого года в одной из интернет-дискуссий вокруг Курентзиса появилось следующее высказывание:
«А автор статьи знает такой оркестр - Венский филармонический? И какая честь для любого дирижера с ним работать? Допускаю, что нет - почитайте статью в википедии, там подробно все изложено об этом оркестре. Так вот, Курентзис через полгода дебютирует с этим коллективом. А автору хочется пожелать чем-то серьезным заняться в жизни и не тратить время на графоманство.»
Итак, дебют состоялся 30 января. Сегодня 19 февраля, а на официальном сайте Пермского оперного новостей и публикаций о таком «знаковом» событии до сих пор нет. Сторонники и пропагандисты греческого дирижера либо молчат, либо высказываются подчеркнуто сдержанно. В частности, Илья Овчинников пишет: «Дебют Курентзиса выглядел не слишком выигрышно, хотя в этом едва ли его вина».
А «Новый компаньон» приводит фрагмент статьи, опубликованной в Salzburger Nachrichten:
Неделя Моцарта: сотрясение воздуха порождает дистанцию
Греческий дирижер Теодор Курентзис дебютировал в рамках Недели Моцарта с Венским филармоническим оркестром. Редактор отдела культуры Эрнст П. Штробль комментирует концерт.
Музыкантам Венской филармонии нелегко пришлось этим вечером в Большом фестивальном зале. Здесь многое было впервые, ведь на неделе Моцарта состоялось несколько дирижёрских дебютов. Это могло бы быть началом прекрасной дружбы, однако трудно представить себе, что Теодора Курентзиса снова скоро пригласят в Венскую филармонию. Эта встреча похожа скорее на свидание вслепую, и что бы ни обговаривалось на репетициях, вышел, скорее всего, компромисс. Возможно, греческий дирижер, проживавший долгое время в Новосибирске, а теперь обитающий в Перми, своими необычными манерами, приплясывающими подергиваниями и размашистыми жестами просто нервировал оркестр. После этого выступления на вопрос, это гениальность или симуляция гениальности, точно не ответишь.
«Художественный успех выглядит иначе,» - резюмирует австрийский рецензент, словами которого nk.perm.ru завершает свою публикацию.
Отметим, что ранее на нашем сайте был опубликован анализ некоторых интерпретаций Теодора Курентзиса, которые он, как дирижер, осуществил вместе с созданным им оркестром MusicAeterna. Процитируем некоторые фрагменты:
«Творческий метод», продемонстрированный в данном концерте, сводится к замене музыкального содержания на визуальный ряд и звуковой физиологизм...
1. Исполнение оркестром под управлением Курентзиса симфоний Моцарта явно «сырое»: в оркестре нет сыгранности, ритмической точности, синхронности и интонационной точности (по крайней мере, между различными группами оркестра);
2. Отсутствие сыгранности заменяется телодвижениями артистов оркестра: дирижер качнулся вправо - оркестр качнулся вправо, дирижер влево - и оркестр влево;
3. Прыжки дирижера не помогают оркестру играть ритмически точнее;
4. Самовыражение для дирижера и артистов оркестра важнее музыки Моцарта;
5. Продемонстрированный на концерте результат крайне далек от созданного Курентзису пропагандистами имиджа «первого дирижера в мире»...
Громкий звук и быстрый темп сами по себе заставляют организм перестраивать собственные физиологические процессы. И чем больше развиты в том или ином человеке стадные чувства, тем сильнее оказывается воздействие. На концертах своего оркестра Теодор Курентзис создает эффект толпы. Чтобы противостоять такой агрессии, необходимо большое сознательное и волевое усилие (на которое способны далеко не все).
(Теодор Курентзис и его оркестр. Модель ограниченных потребностей, 17 июня 2011 года).
Теодор Курентзис стал художественным руководителем Пермского театра оперы и балета в начале 2011 года благодаря инициативе Бориса Мильграма - одного из идеологов «новой культурной политики» в Перми. За два года художественного руководства Теодор Курентзис выпустил две оперные премьеры: Cosi fan tutte и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта. На сегодняшний день в Перми прошло 6 спектаклей Cosi fan tutte и 4 спектакля «Свадьбы Фигаро». Небольшое количество эксклюзивных спектаклей в сочетании с высокими постановочными расходами привлекло внимание блогера Д. Галицкого к финансовому аспекту постановок.
Судя по информации на сайтах Пермского оперного и Википедии, Теодор Курентзис как дирижер не имеет высшего музыкального образования (подвергалось сомнению и его ассистентство у Юрия Темирканова). Вероятно, Курентзис не считает высшее музыкальное образование чем-то важным и для артистов созданного им оркестра. Так, например, двое артистов из MusicAeterna летом 2011 года по результатам вступительных экзаменов были зачислены на первый курс Отделения струнных инструментов Пермского государственного института искусства и культуры. Через год один из них вновь поступил на первый курс, а в отношении другого - вопрос об отчислении назрел еще летом 2012 года.
Не исключено, что в оркестре MusicAeterna долгое время способны играть лишь стопроцентные единомышленники Теодора Курентзиса (может быть, исходя из этого оркестр и формировался). Музыкантов с высшим образованием и высокой музыкальной культурой вряд ли серьезно заинтересует перспектива постоянной работы с Курентзисом (что, собственно, и показал концерт в Зальцбурге). С другой стороны, благодаря стараниям «новых культурных идеологов», зарплата в MusicAeterna оказалась выше, чем даже в московских оркестрах. Возможно, для некоторых артистов - это аргумент, чтобы какое-то время «наступать на горло» собственной песне. Насколько весом такой финансовый аргумент - покажет время.
Петр Куличкин
Все новости за Февраль 2013
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: