Вечер на Речном вокзале
29.11.2009 16:45

В минувшую пятницу состоялся 2-й концерт 3-го Международного фестиваля современной музыки. Место было выбрано довольно экзотическое – бывший Речной вокзал (ныне Музей Современного искусства Permm).

На предполагаемую концертную площадку был специально привезен рояль. Сцену организовали в углу просторного холла. Акустика зала была замечательная. Звук моментально разносился по помещению, создавая гулкое эхо. Казалось, будто он растворялся в воздухе, не успев появиться.

В концерте приняли участие Московский Ансамбль Современной музыки, а также, пианистки Юлия Смирнова и Юлия Пантус, а ведущими стали пермский композитор Игорь Машуков и московский музыковед Виктория Коршунова.

Второй концерт фестиваля не уступал первому. Прозвучали сочинения из разных стран: Россия, Германия, Италия. Вот, к примеру, произведение итальянского композитора Сальваторе Шаррино «Легкие ветры вдалеке» для флейты соло. В его основу легло подражание ветру. Даже не зная ничего о произведении, можно было с легкостью догадаться, о чем играет музыкант. Слушатель отчетливо слышит квартовое звучание, которое время от времени сменяется свистами и завываниями. А то вдруг внезапно появляется «звуковой вихрь». И все понимают, что поднялся сильный ветер. После все стихает и вновь звучат тихие одинокие звуки кварты со свистом и подвыванием.

А вот еще одно интересное сочинение, уже на концерте получившее название самого тихого произведения (по словам некоторых слушателей) . Называется оно «Знаки препинания» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели московского композитора Дмитрия Курляндского. Манеру исполнения сочинения нам поведал сам автор на мастер-классе за несколько часов до начала концерта. Исполнители садятся на свои места и начинают играть, но при этом до инструмента они практически не дотрагиваются. Музыка создается из звуков, которые случайно появляются при исполнении. Но эти звуки громче пианиссимо (рр) и пиано-пианиссимо (ррр) не звучат! Когда исполнялось это произведение на концерте, было ощущение, что музыканты и зрители сидят друг против друга и молчат. В зале полная тишина, которая нарушалась только в том случае, если кто-нибудь из исполнителей случайно извлекал звук из своего инструмента.

В начале второго отделения прозвучало достаточно необычное произведение сатирического склада. Его название говорит само за себя: «Мы не можем это сыграть» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели композитора Бориса Филановского из Санкт-Петербурга. По сути говоря, это пародия на репетицию ансамбля, увидевшего впервые ноты какого-либо произведения с вытекающими от сюда словами и выражениями. Во время игры слышались вздохи, недовольные выкрики, например: «Что за аккорды? Где мы вообще играем, фальшиво играешь и т.д.». Потом музыканты дружно невпопад начинали отстукивать ритм ногой, пытаться соединить выученные фрагменты, но так и не доиграв его до конца.

Концерт прошел успешно. Все остались довольны и счастливы. Впрочем, Дмитрий Курляндский еще в самом начале концерта отметил, что публика в Перми очень внимательная и это ему очень нравится.

А вечер на Речном вокзале, я думаю, запомнится слушателям надолго.

 


Валентина Харлашкина
студентка ПГИИК

 

Всего просмотров: 3261

Все новости за Ноябрь 2009

На главную страницу...