Юбилей Перми «собрал друзей» на гала-концерте «Пермской Романсиады»
02.05.2023 14:55

В Органном зале Пермской краевой филармонии прошёл заключительный гала-концерт участников краевого конкурса вокалистов-любителей классической музыки «Юбилей собирает друзей!» («Пермская Романсиада»), посвященный 300-летнему юбилею Перми.

Негасимые, упрямые
Горят огни над Камою...

Владимир Радкевич

 

Музыкальное общество Пермского края (Председатель Правления Наталья Бельтюкова) известно в Пермском крае, буквально, по своим делам. Конкурс вокалистов-любителей классической музыки - это не просто нечто популярное, это событие, которого очень многие люди ждут. До коронавируса он проходил под названием «Пермская Романсиада», в коронавирусный период был перерыв из-за санитарных ограничений, а сейчас - проходит под названием «Юбилей собирает друзей!» (в честь 300-летия Перми). Впрочем, здесь как раз тот случай, когда людям уже не так важно даже и само название: они звонят и спрашивают, когда же, наконец, будет очередной конкурс, какое расписание и т. д. Почему?

Этому конкурсу уже более двух десятилетий. Это единственный проект Пермского края, направленный на укрепление позиции классических традиций вокальной музыки среди начинающих певцов. Все эти годы он проводится при содействии и поддержке Министерства культуры Пермского края (надеемся, что и в этом году всё будет так же благополучно, как раньше, ибо в любой работе всегда есть свои трудности, и пожелание успешно их преодолеть никогда лишним не бывает). Конкурс постоянно расширяется и географически, и количественно. Например, в этом году он принял уже более 200 участников (а среди них не только солисты, но ещё и дуэты, и вокальные ансамбли - из Перми и Пермского района, Карагая и Куеды, Лысьвы и Краснокамска, Кунгура и Чусового и т.д.). Для сравнения: если каждый из участвующих в конкурсе приведет с собой хотя бы одного человека в качестве «группы поддержки» - это целиком заполнит Органный зал Пермской краевой филармонии, где, собственно, и традиционно проходит заключительный концерт лучших исполнителей конкурса (собственно, так и произошло: Органный зал был предсказуемо полным и на этот раз). А кто из певцов-любителей не мечтает выступать на «большой сцене»? Конечно, выступают не все, кто подал заявки: есть отбор, есть свои этапы, есть работа с профессиональными вокальными педагогами... Не исключено, что многие вокалисты-любители даже и планируют свою творческую жизнь «от конкурса до конкурса», постоянно совершенствуются, стараясь достигнуть на будущий год ещё более высоких результатов...

Людмила Хохлова, Председатель жюри Конкурса, зав. кафедрой сольного пения Пермского государственного института культуры (ПГИК), профессор, заслуженный артист республики Марий Эл:

- Особенность конкурса в том, что все, кто выходят на сцену Органного зала, - это сильные личности. Все они знают, ЧТО они поют. Работа с такими людьми - нечто совершенно особенное. И если, бывает, кто-то из них попадает к нам (в качестве студентов на кафедру сольного пения в ПГИК - авт.), работать с ними гораздо проще, чем с иными «обычными» студентами, - у них уже есть это понимание. А без такого понимания пение невозможно: это уже не пение, а «дрессура». Но большинство участников, конечно, занимается пением одновременно со своей основной работой. Я ведь знаю: многие репетиции начинаются в семь часов вечера, сразу после работы. И заниматься необходимо регулярно. Представляете, как надо любить пение и какой сильной личностью быть, чтобы всё это выдержать?!..

В самом деле, уж в чем в чем, а в выборе репертуара участники конкурса чувствуют себя вполне свободно. Вот, мы слышим со сцены известное всем нам «Вдоль по Питерской!..», в «старинной» манере, чем-то напоминающей записи Федора Шаляпина. Кто из «профессионалов» не испугается возможного сравнения с великим певцом «не в свою пользу»? А победители конкурса не боятся... они ведь просто учатся у великих. А вот - «Песня военных корреспондентов» (музыка Матвея Блантера, стихи Константина Симонова):

Там, где мы бывали,
Нам танков не давали -
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!

Часто ли такие песни звучат со сцен «больших и малых театров» сегодня? И, кстати, кто именно нам сообщает новости, каким корреспондентам мы верим, а каким нет, и почему? Вопросы важные. Но, тем не менее, не каждый их сформулирует, и (тем более!) не каждый решится вот так вот «задать» со сцены концертного зала (через песню).

Пожалуй, что «случайных песен» в гала-концерте вовсе не было. Все участники сказали со сцены то, что сегодня важно для них: как в явной, так и в завуалированной форме. «Песня о матери планете» (музыка - Александра Пахмутова, стихи - Николай Добронравов) в «отблеске» сегодняшних реалий звучала очень пронзительно и драматично - её исполнил детский-юношеский хоровой коллектив. А хор ветеранов любительского пения своей безграничной «вокальной энергией» убедил слушателей в том, что ещё многие годы и каждый раз по-новому будет звучать «Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново» (стихи Константина Ваншенкина, музыка Эдуарда Колмановского).

Несколько ироническая «форма высказывания» объединила исполнителей разных профессий, выступивших в разных жанрах. Профессиональная пианистка в амплуа певицы через песню из известного фильма «Соломенная шляпка» рассказала «притчу» о незадачливом корнете, который хотел «поудобнее устроиться в жизни», но каждый раз в самый последний момент терпел неудачу. Конструктор Мотовилихинских заводов выбрала для своего выступления популярный романс, завершающийся эффектной вокальной ферматой на словах: «Не шепчи «люблю», потому что лгать грешно». А сотрудница пермского Порохового завода сумела создать «полетно-взрывной» образ, воплотив Песенку Пепиты из оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер» как небольшую оперную сцену.

Я здесь не называю тех или иных участников: внимания заслуживают все номера без исключения. Если угодно, каждый участник конкурса совершил свой музыкальный подвиг. Мало того, каждый участник гала-концерта, пожалуй что, представил не только себя и свою «группу поддержки», но, вероятно, в какой-то мере, и свой трудовой коллектив. Ведь когда в музыкально-артистической «форме» концертного выступления, на сцену выносится самый актуальный (и ныне переживаемый!) опыт, то такие вещи наверняка не раз обсуждаются в кругу самых близких людей. И такой опыт, как правило, не противоречит той «эмоциональной атмосфере», которая окружает участника концерта на его основной работе. Почему? Да просто ежедневно работать в компании категорически «несовпадающих» с тобою людей, да ещё и в условиях коллективной ответственности за результат, совершенно невозможно. В такой ситуации имеет смысл либо «вливаться в коллектив», либо менять работу.

Из всего этого следует важный вывод. Гала-концерт (в частности) и Конкурс певцов-любителей (в целом) позволяют понять, ЧТО именно, вообще, интересует людей, которые, собственно, живут и работают в Перми и Пермском крае. Результаты могут, не исключаю, даже удивить тех, кто этим вопросом всерьез не задавался. А для для специалистов, изучающих и формулирующих перспективные направления в культурной политике нашего региона, данный конкурс, фактически, не только предоставляет социометрические данные (с неплохой достоверностью!), но и дает «обратную связь»: позволяет, во многом, понять, какие именно инновации в музыкальной и музыкально-театральной сфере оказались удачными, а какие нет. Тем более, что конкурс проходит уже более двадцати лет, а это более чем достаточный срок и для статистических, и для культурологических оценок (например, на нашем сайте мы публиковали программу ансамблевых номеров гала-концерта «Пермской Романсиады-2018»).

В качестве музыкального произведения непосредственно о Перми (конкурс приурочен к 300-летнему юбилею города) на гала-концерте прозвучала «Песня о Перми»: музыка - Генрих Терпиловский, стихи - Владимир Радкевич (первые строки припева вынесены в эпиграф). Почему «в поле зрения» участников конкурса попала именно эта песня и чем она их привлекла? Здесь интересно поразмышлять. Для начала, можно вспомнить, что у Генриха Терпиловского есть целая «Кантата о Перми» на стихи Владимира Радкевича, созданная в 1973 году (к 250-летию Перми). И, как известно: «Терпиловский - зачинатель нашего джаза. Для Перми он был живой историей и настоящей легендой» (беру в кавычки, потому что это слова Олега Лундстрема... да-да, того самого). И я пока не встречал музыкантов (кстати, не только джазовых), которые бы это оспаривали. Ну, а что касается Владимира Радкевича... Вот, один лишь куплет «Песни о Перми»:

Среди новых сверкающих улиц,
Мы отыщем наш старый завод,
И рабочая давняя юность
Тихой песенкой нас позовет.
Навсегда - и в тревоге и в счастье -
Он засветится в жизни твоей -
Этот город, распахнутый настежь,
Как сердца твоих верных друзей.

Актуально? Не правда ли, звучит так, словно написано в наши дни, о нашей современности? А ведь этой песне, вероятно, уже больше 50 лет. И на гала-концерте её представили ни ветераны-пенсионеры, ни свидетели её премьер, - а люди примерно моего возраста, чья «давняя юность» пришлась начало 1990-х, на эпоху обвальной деиндустриализации, когда по воле безответственных «министров-прихватизаторов» и «новых капиталистов» уходили в небытие не только небольшие предприятия, но даже якобы «не вписавшиеся в рынок» промышленные гиганты, а сломанные судьбы выброшенных на улицу рабочих и высококвалифицированных специалистов стали народной трагедией такого масштаба, какого Россия не знала, пожалуй, со времен окончания Великой Отечественной войны...

Но вернемся в наше время: конкурс вокалистов-любителей и песни на стихи Радкевича - какая здесь связь? Оказывается, самая прямая. Конкурс «Юбилей собирает друзей!» («Пермская романсиада»), по сути, является естественным продолжением наших пермских же традиций вокального и хорового музицирования еще со времен Александра Городцова (1857-1918), через опыт художественной самодеятельности советской эпохи, - по настоящее время. И если разделить этот 130-летний период примерно пополам, то ближайшая к нам по времени половина всей этой сферы музыкальной жизни региона немыслима без песен на стихи Владимира Радкевича! Около месяца назад я зашел в Пермскую краевую библиотеку имени Горького, и «с ходу» обнаружил с десяток песен на стихи Радкевича, изданных с 1961 по 1998 годы. Но это - только те сборники, где фамилии авторов указаны на карточках каталога. И - только то, что библиотекари мне смогли выдать немедленно (какие-то ноты, как они говорят, «надо заказывать», их я ждать не стал). И - только те, которые есть у нас в Перми (а как известно, какие-то песни на стихи Радкевича «уехали» в Челябинск, какие-то в Самару, какие-то, наверняка, в Екатеринбург, Краснодар, Владимир... в общем, по местам «прописки» композиторов или издательств). И это ещё, - не считая периодики, которую я не «шерстил». К слову сказать, стихи Радкевича «Вспомни летние ночи на Каме...» - это не только «Песня о Перми» Генриха Терпиловского, но ещё и «Пермский вальс» Владимира Коновалова. Существует даже «Пермский гимн» со стихами Радкевича, есть фактически ставшая народной песня «Город на Каме, ты мне с давнего детства знаком...» с музыкой Михаила Камского и т. д.
Вообще, Пермь в те годы была городом поющим, а Дом народного творчества фактически превратился в своего рода «культурный центр», где собирались... Да кто там только, так или иначе, ни собирался! Даже если просто перечислить все фамилии подряд, - будет впечатляющий список из серии «удивительное рядом». Ну, а Радкевич, который мог сочинять слова даже на уже готовую музыку, да ещё в нескольких вариантах, да ещё и за считанные минуты, - естественно, был у композиторов-песенников буквально «нарасхват».

Конечно, может возникнуть вопрос: «А в самом ли деле распространение любительского музицирования способствует развитию «академического» музыкального искусства?». Ответы «в учебниках» есть. Вот один из наиболее характерных примеров: вот, повсеместное квартетное музицирование в Австрии, - и вот, квартеты Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. И, в данном случае, что справедливо для Австрии - справедливо и для Перми! Вот, поющая Пермь - и вот, в середине 1970-х у нас появляется Уральский государственный камерный хор под управлением Владислава Новика, а через полтора десятка лет Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой. Оба этих коллектива сегодня известны далеко за пределами Перми. И, как тут ни рассуждай, но «на пустом месте» академические хоры не возникают, в регионе должна быть певческая культура, - иначе где искать артистов хора?

Безусловно, та миссия поддержки региональной певческой культуры, которую осуществляет у нас в городе и крае Пермское музыкальное общество через «инфраструктуру» конкурса вокалистов-любителей, сегодня очень важна. Это и приобщение людей к высокой музыкальной культуре через знакомство с романсами и ариями, и гражданское единение в знакомых всем нам с детства песнях... Это ещё и 15 участников конкурса, которые продолжили профессиональное обучение вокалу в музыкальном колледже, институте, консерватории. Трое профессиональных певцов каждые четыре года - не так уж мало для конкурса среди любителей. Да и есть ли сегодня более эффективный способ искать певческие таланты? А сколько детей и внуков задумаются о выборе музыкальной профессии, которым родители или дедушки-бабушки покажут видеозапись своего выступления в Органном зале (пусть даже с мобильного телефона)?..

Остается лишь пожелать Музыкальному обществу Пермского края успешного продолжения своей просветительской миссии, участникам конкурса дальнейших успехов в музыке и пении, а нашему городу и краю - всяческого процветания вместе со всей нашей страной.

 

На фото: участники гала-концерта; Председатель Правления Музыкального общества Пермского края Заслуженный работник культуры РФ Наталья Бельтюкова и Председатель жюри Конкурса, зав. кафедрой сольного пения ПГИК, профессор, заслуженный артист республики Марий Эл Людмила Хохлова


Петр Куличкин



Ключевые слова:
концерт Пермь Органный зал юбилей сольное пение
Всего просмотров: 5479

Все новости за Май 2023

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: